Механизм правового регулирования земельных правоотношений (разрешение земельных споров, ответственность за нарушение земельного законодательства, плата за землю).
Зем.правоотношения - общественные отн-ния, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обяз-стями, обеспеченными госуд-вом, и возникающие в сфере: использования земли; охраны земли; охраны прав граждан и юрид. лиц на землю; гос. управления зем.фондом.
Зем.спор - обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленных регламентов, в т.ч. судебных. Разрешение зем.спора- правоотношение, регулируемое в соотв-вии с нормами зак-ва: гражд., админ., зем. и АПК. Выделяются след.группы зем.споров: 1.Чисто земельные споры (без ОН)- по вопросам прав собств-ти, аренды, наследия и др.; 2.имущ.споры- по поводу земли об ОН; 3.жалобы на адм-цию по поводу земли; 4.жалобы на действия руков-лей предпр-ия, претендующих на отд.права на земли и ОН. Решение зем.споров: могут решить органы госуд.власти: зем комитеты, окончательно- суд. Наиболее эффективно судебное решение по юр. лицам – Арбитражный суд, по физ лицам суд Общей юрисдикции. Причины зем.споров: несовершенство зак-ва, слабая юрид.подготовка участников спора, отсутствие необх. практики.
В РФ предусмотрены следующие формы ответ-сти за нарушение зем. законод-ва: административная, уголовная, дисциплинарная. Админ-ая и уголовная ответ-сть за зем.правонарушения: лица, виновные в совершении зем.правонарушений, несут администр. или угол.ответ-сть в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении зем.правонарушений, к уголовной или админ.ответ-сти не освобождает его от обязанности устранить допущенные зем.правонарушения и возместить причиненный ими вред. При этом к таким правонарушениям м/б отнесены такие, как самовольное занятие ЗУ, использование земель не по целевому назначению, загрязнение, захламление земель и т.д. Административная ответ-сть чаще всего закл-ся в наложении админ-го штрафа, (размеры которого определены Кодексом РФ «Об админ-х правонарушениях»). Лицо, виновное в совершении зем.правонарушений и привлеченное к уголовной или админ-ной ответ-сти, обязано устранить допущенные зем.правонарушения и в полном объеме возместить причиненный ими вред: возвращение ЗУ собств-ку, арендатору, землепольз-лю, землевладельцу, приведение ЗУ в пригодное для их использования состояние, восст-ние уничтоженных межевых знаков и т.д.
Дисциплинарная ответ-сть за зем.правонарушения: должностные лица и работники орг-ции, виновные в совершении зем.правонарушений, несут дисциплинарную ответ-сть в случаях, если в рез-те ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей орг-ция понесла админ.ответ-сть за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) возд-вие на состояние земель, загрязнение земель химическими и радиоактивными в-вами, производств-ми отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответ-сти опред-ся трудовым законодательством, законод-вом о госуд. и муниц.службе, законод-вом о дисциплинарной ответ-сти глав администраций, ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Сущ-ют также спец. меры ответ-сти: лишение опред-х прав землепользования, включая изъятие ЗУ. Штраф – наиболее распространенная мера борьбы с правонарушениями.
Использование земли в РФ явл. платным. Формами платы за землю явл-ся: зем.налог (до введения в действие налога на НДЖ), арендная плата. Плательщики зем. налога и арендной платы: граждане РФ и иностранные граждане, юрид.лица (российские и иностранные), лица без гражданства, индивидуальные предприниматели. Собств-ки земли, владельцы и польз-ли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным зем.налогом. Порядок исчисления и уплаты зем.налога устанавливается законод-вом РФ о налогах и сборах. Размер зем.налога устан-ся в виде стабильных платежей за единицу зем.площади в расчете на год. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер налога не зависит от результатов хозяйственной деят-сти. Ставки земельного налога пересматриваются в связи изменениями условий хозяйствования независимо от польз-ля земли. Если земля передана в аренду, то зем. налог платит арендодатель.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собств-сти РФ, субъектов РФ или муниц.собств-сти, устан-ся соотв-но Прав-вом РФ, органами госуд.власти субъектов РФ, органами МСУ. Размер арендной платы явл-ся существенным условием договора аренды ЗУ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за ЗУ, находящиеся в частной собств-сти, устан-ся договорами аренды ЗУ. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Зем.Кодексом, ФЗ устан-ся кад. стоимость ЗУ.
Нормативная цена земли – это показатель стоимости участка, опред-го качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчеты срока окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экон-го регул-ния зем.отношений при передаче земли в собств-сть; при установлении долевой и совместной собств-сти на землю; при переходе права собств-сти на жилой дом, строение, сооружение; при получении банковского кредита под залог з/у.; при купли-продажи и др.
Целью введения платы за землю является стимулирование рацион-го использ., охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально – экон.условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфрастр-ры в насел-х пунктах, формирование спец-х фондов финансирования этих мероприятий.