Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения. возникающие в сфере: 1) использования земель, 2) охраны земель, 3) охраны прав граждан и организаций на землю; 4) а также в сфере организации управления земельным фондом. То есть правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства пр-ва на основе рационального использования; улучшение и воспроизводство плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.
Предмет земельного права – отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, и регулируемые нормами земельного права. Объект земельного права – земля, в совокупности всех ее свойств ( место жительства, для хозяйствования, государство, почва (почва - поверхностный слой земли, насыщенный агроминеральным составом, имеющий особый, только ему присущий тип строения)(как средство производства)). Субъект земельного права – граждане, юридические лица и др.
Под методом права понимают способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.
Существует два метода земельно-правового регулирования:
-императивный (императив - требования, приказ, закон) - безусловный принцип поведения. Он включает два вида: а) установление обязанностей; б) установление запретов.
-диспозитивный – определяет права субъекта земельных правоотношений.
Существует три основных вида диспозитивного метода:
а) рекомендательный – субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели
б) санкционирующий – решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.
в) делегирующий – предоставление прав и свобод субъектам .
Основными принципами земельного права являются:
1.множественность и правовое равенство форм собственности на землю
2.нахождение земли в гражданском обороте
3.гос.управлени (регулирование) землями
4.рациональное использование земель
5.целевой характер использования земель
6.устойчивость права на землю
7.платность землепользования
8.приоритет экологических интересов общества над экономическими.
9. обеспечение свободы хозяйственности на земельные участки
Система земельного права состоит из 2-х крупных элементов – Общей и Особенной частей; каждая из них состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.
Общая часть :
1. Право собственности, вещные и другие права на землю. 2.Правовое регулирование сделок с землей. 3.Государственное регулирование земельных отношений. 4. Правовое обеспечение рационального использования земель. 5.Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров. 6.Земельный процесс. 7.Ответственность за земельные правонарушения.
Особенная часть : правовые режимы земель различных категорий ( с/х назначения, н/п-ов, земли промышленности, транспорта, связи; лесного, водного фонда; природоохранного назначения.., земли запаса и др.)
Конституционные основы земельного права
Конституция РФ была принята 12 дек.93 г., а Земельный Кодекс – в 91 г. ( этот кодекс написан на основе Конституции 78 г.). Произошла ситуация такая, что Общая часть пришла в противоречие с Основной частью.
Конституция РФ определяет общие принципы формирования и функционирования институтов Земельного права. 1 принцип: в ст.1 Конституции РФ РФ – это федеративное государство, т.е. 2 уровня государственной власти – на уровне федерации и на уровне субъектов. В связи с этим у нас двойственная трактовка права на землю: и федерация и субъект федерации имеют права на землю. На основании этого принципа строится порядок разграничения полномочий по регулированию земельных отношений между субъектами федерации и федерацией в соответствии со ст.71-73 Конституции.
В соответствии со ст.72 Конституции в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др. природными ресурсами, а также вопросы, связанные с регулированием земельных отношений, земельное законодательство, экологическое законодательство и др. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ. Ст. 9 ч.2 закрепляет многообразие форм собственности на землю, в соответствии с ней, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст.12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы. Ст.36 Конституции закрепляет право граждан РФ и их объединений иметь в частной собственности землю. Владельцы и собственники в праве распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно, если это не противоречит законодательству (ст.36 ч.2). В соответствии со ст.35 Конституции право частной собственности охраняется законом, часть 3 ст.35 определяет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии со ст.58 Конституции каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. В соответствии со ст. 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.