Механизм правового регулирования
земельных правоотношений (разрешение земельных споров, ответственность за
нарушение земельного законодательства, плата за землю).
Зем.правоотношения - общественные
отн-ния, участники которых наделены субъективными правами и юридическими
обяз-стями, обеспеченными госуд-вом, и возникающие в сфере: использования земли;
охраны земли; охраны прав граждан и юрид. лиц на землю; гос. управления
зем.фондом.
Зем.спор -
обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленных
регламентов, в т.ч. судебных. Разрешение зем.спора- правоотношение, регулируемое
в соотв-вии с нормами зак-ва: гражд., админ., зем. и АПК. Выделяются след.группы
зем.споров: 1.Чисто земельные споры (без ОН)- по вопросам прав собств-ти,
аренды, наследия и др.; 2.имущ.споры- по поводу земли об ОН; 3.жалобы на адм-цию
по поводу земли; 4.жалобы на действия руков-лей предпр-ия, претендующих на
отд.права на земли и ОН. Решение зем.споров: могут решить органы госуд.власти:
зем комитеты, окончательно- суд. Наиболее эффективно судебное решение по юр.
лицам – Арбитражный суд, по физ лицам суд Общей юрисдикции. Причины зем.споров:
несовершенство зак-ва, слабая юрид.подготовка участников спора, отсутствие
необх. практики.
В РФ
предусмотрены следующие формы ответ-сти за нарушение зем. законод-ва:
административная, уголовная,
дисциплинарная. Админ-ая и
уголовная ответ-сть за
зем.правонарушения: лица, виновные в совершении зем.правонарушений, несут администр.
или угол.ответ-сть в
порядке, установленном законодательством. Привлечение лица,
виновного в совершении
зем.правонарушений, к уголовной
или админ.ответ-сти не освобождает его от обязанности устранить допущенные
зем.правонарушения и возместить причиненный ими вред. При этом к таким правонарушениям м/б отнесены
такие, как самовольное занятие ЗУ, использование земель не по целевому
назначению, загрязнение, захламление земель и т.д. Административная ответ-сть
чаще всего закл-ся в наложении админ-го штрафа, (размеры которого определены
Кодексом РФ «Об админ-х правонарушениях»). Лицо, виновное в совершении
зем.правонарушений и привлеченное к уголовной или админ-ной ответ-сти, обязано
устранить допущенные зем.правонарушения и в полном объеме возместить причиненный
ими вред: возвращение ЗУ собств-ку, арендатору, землепольз-лю, землевладельцу,
приведение ЗУ в пригодное для их использования состояние, восст-ние уничтоженных
межевых знаков и т.д.
Дисциплинарная
ответ-сть за зем.правонарушения: должностные лица
и работники орг-ции,
виновные в совершении зем.правонарушений, несут
дисциплинарную ответ-сть в случаях,
если в рез-те
ненадлежащего выполнения ими своих
должностных или трудовых
обязанностей орг-ция понесла админ.ответ-сть за
проектирование, размещение и
ввод в эксплуатацию
объектов, оказывающих негативное (вредное) возд-вие на состояние земель, загрязнение земель химическими и
радиоактивными в-вами,
производств-ми отходами и сточными водами.
Порядок
привлечения к дисциплинарной
ответ-сти опред-ся трудовым законодательством, законод-вом
о госуд. и муниц.службе,
законод-вом о дисциплинарной
ответ-сти глав администраций,
ФЗ и иными
нормативными правовыми актами
РФ, законами и
иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ. Сущ-ют также спец. меры ответ-сти:
лишение опред-х прав землепользования, включая изъятие ЗУ. Штраф – наиболее
распространенная мера борьбы с правонарушениями.
Использование
земли в РФ явл. платным. Формами платы за землю явл-ся: зем.налог (до введения в
действие налога на НДЖ), арендная плата. Плательщики зем. налога и арендной
платы: граждане РФ и иностранные
граждане, юрид.лица (российские и иностранные), лица без гражданства,
индивидуальные предприниматели. Собств-ки земли, владельцы и польз-ли, кроме
арендаторов, облагаются ежегодным зем.налогом. Порядок исчисления и уплаты
зем.налога устанавливается законод-вом РФ о налогах и сборах. Размер зем.налога
устан-ся в виде стабильных платежей за единицу зем.площади в расчете на год. За
земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер налога не зависит
от результатов хозяйственной деят-сти. Ставки земельного налога пересматриваются
в связи изменениями условий хозяйствования независимо от польз-ля земли. Если
земля передана в аренду, то зем. налог платит арендодатель.
Порядок определения размера арендной платы,
порядок, условия и сроки внесения арендной
платы за земли, находящиеся
в собств-сти РФ, субъектов РФ или муниц.собств-сти, устан-ся
соотв-но Прав-вом РФ, органами
госуд.власти субъектов РФ,
органами МСУ. Размер арендной
платы явл-ся существенным условием
договора аренды ЗУ. Порядок,
условия и сроки
внесения арендной платы
за ЗУ, находящиеся в частной
собств-сти, устан-ся договорами аренды ЗУ. Для целей налогообложения и в
иных случаях, предусмотренных Зем.Кодексом, ФЗ устан-ся кад. стоимость
ЗУ.
Нормативная цена земли – это показатель
стоимости участка, опред-го качества и местоположения, исходя из потенциального
дохода за расчеты срока окупаемости. Нормативная цена земли вводится для
обеспечения экон-го регул-ния зем.отношений при передаче земли в собств-сть; при
установлении долевой и совместной собств-сти на землю; при переходе права
собств-сти на жилой дом, строение, сооружение; при получении банковского кредита
под залог з/у.; при купли-продажи и др.
Целью
введения платы за землю является стимулирование рацион-го использ., охраны и
освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально –
экон.условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития
инфрастр-ры в насел-х пунктах, формирование спец-х фондов финансирования этих
мероприятий.