Основные итоги зем. реформы в
России. Функции госуд-го регул-ния земельно-имущественных отношений и их
основное содержание.
Россия
располагает огромными зем. ресурсами, но это национальное богатство страны
используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 г. «О зем.
реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации зем. реформы.
Основным стержнем зем. реформы являлся переход от единой гос. собств-сти на
землю к многообразию видов собств-сти, в том числе – к частной. В комплексе мер,
направленных на преобразование зем. отношений центральное место занимает
институт частной собств-сти граждан на ЗУ. Вместе с тем установление прав
частной собств-сти на землю было ограничено опред-ми рамками. ЗУ могли
предоставляться гражданам строго для опред-х целей: ведения личного подсобного
хоз-ва, крестьянского (фермерского) хоз-ва, садоводства, животн-ва, индив-го
жилищного строит-ва, а также иных целей, связанных с ведением с/х произв-ва.
Правовой основой реформы явились 2 закона РСФСР: 1) «О зем. реформе» 1990 г. 2)
«О крестьянском (фермерском) хоз-ве» 1990 г. Также Указом Президента РФ от 27
декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению зем. реформы в РСФСР». Для
реализации этих задач в этом же году был создан комитет по зем. реформе
(несколько раз переименовался с изменением его ф-ций и полномочий – в настоящее
время имеет статус Федер. службы зем-го кадастра). Существенную роль в сфере
перераспределения земель и юридическом закреплении прав на землю за собств-ками
сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 г., который снял мораторий на продажу ЗУ
гражданами, получившими ЗУ в частную собств-сть для ведения личного подсобного и
дачного хоз-ва, садоводства и индив-го жилищного строит-ва. Однако начатая в
1991 г. зем. реформа не доведена до конца. Перед Россией стоит сложная задача
завершения реформирования зем. отношений и создания российской национальной
системы з/пользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей,
ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении
земли. В России завершен 1-ый этап зем. преобр-ний. Произошли принципиальные
изменения в формах собств-сти на землю. Сельским и городским жителям бесплатно
переданы в собств-сть миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили ЗУ под
сады, огороды, строит-во жилья, для расширения личных подсобных хоз-в и орг-ции
крестьянских хоз-в. В ходе зем. реформы к январю 1999 г. произошли значительные
преобр-ния: 1) Ликвидирована монополия гос. собств-сти за землю; 2) Проведена
реорг-ция 23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн.
га земли; 3) Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств,
им передано 13,8 га земель; 4) Создан фонд перераспределения земель; 5) Решена в
основном проблема обеспечения граждан ЗУ. 43,6 млн. граждан имеют ЗУ для личных
нужд. Введена плата за пользование землей. Ставки зем. налога и арендной платы
дифференцированы в зависимости от местоположения и качества ЗУ. Формируются
основы зем. рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно
возрастает. Создается автоматизир. система ГЗК и регистрации прав на землю. В
ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование
территории. Одним из итогов 1-го этапа зем. реформы в РФ м/считать то, что в
стране практически завершено создание нового зем. строя и осуществлен переход к
различным формам владения, пользования землей и её аренды, разрешено
многоцелевое использование ЗУ и прочно связанных с ней ОН, введено платное
з/польз-ние, постепенно создаются условия для развития рынка земельной
собств-сти. Для эфф-сти зем. реформы необходимо: 1) создать на гос. уровне для
с/х нормальные экономические условия; 2) поддержать и развивать социальную
сферу; 3) защитить товаропроизводителей от внешней торговой экспансии; 4)
датировать потребление до уровня рентабельности всех товаропроизводителей. Каким
бы сложным и противоречивым не был период перехода к новому зем. строю, опыт его
проведения показал, что новый процесс в России необратим и переход к
экономическим методам управления землепользования, создание инфраструктуры рынка
зем. собств-сти.
Гос.
регулирование земельно-имущ-х отношений (ГРЗО) – целенаправленная деят-сть гос.
органов по орг-ции рацион-го использования земель и их охране путем реализации
организац-х, экон-х и прав-х мероприятий. ГРЗО проводится на федер. уровне, на
уровне субъектов РФ. Инструменты ГРЗО: 1) налоги; 2) стандарты; 3) госуд-ные
заказы; 4) таможенные тарифы; 5) пошлины и др. Функции гос. регул-ния и их
основное содержание: 1) Учетная – базовая, т.к. определяет содержание и
достоверность инф-ции об объекте учета. Экол-ий и экон-ий аспекты. Экологический
– определяет ведение ГЗК, кад. и экон. оценку земель в целом, в т.ч. уровень
налогообложения и зем-х сборов. Условия при учете: всеобщность учета;
систематичность; достоверность; непрерывность; единство методики; эффективность,
гарантированность обеспечения. Важнейшим фактом является объективность учета,
особенно на этапе формирования кадастра. Существенным ф-ром явл-ся
совершенствование информ-х технологий, технические программные средства. 2)
Плановая – одна из стратег-х, т.к. правильность использования земель явл-ся
определяющим, особенно в период становления рыночной экономики. 3)
Распределительно – перераспределительная – определяет возм-сть получения земель
физ. и юрид. лицам. Земля нах-ся в постоянном обороте. Важен целевой принцип
использования земель разных категорий, заставляющий з/польз-лей работать по
приоритетным направлениям. Особенно это касается крупных насел.п. и проблем,
связанных с застройкой и обустройством территории. 4) Функция контроля за
использованием и охраной земель – связана с 2-мя предыдущими, предполагает
широкий круг возм-стей, в т.ч. предупреждение, штраф, изъятие и т.п. 5)
Ограничительная – связана с поддержанием сущ-щего правопорядка, сформулировать
центральные и местные нормативные акты.
Вариант
2:
Вопрос
1
Основные
результаты земельной реформы 1990-2008 году
1. Ликвидирована государственная
монополия на владение землей
2. Осуществлен переход к платному
землепользованию
3. Созданы условия для гражданского
оборота земельных участков
4. Сформирован слой крестьянско
фермерских хозяйств
5. Созданы целевые земельные фонды,
сущ-ет специальная категория – земли запаса.
6. Развернута система государственного
земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время
ГКН
Разработана система государственной
кадастровой оценки всех категорий земель
В настоящее время выполняется ее
первый этап, проведена актуализация обновления результатов оценки определена
периодичность 5 лет
Разработаны и обновляются
сертифицированные программные продукты обеспечивающие ведение всей кадастровой
документации(ЕГРЗ ЕГРП)
Подготовлены необходимые кадастры в
области управления использования земельных ресурсов, регулирование ЗИО и
выполнение кадастровых работ
В частную собственность граждан и
юридических лиц передано около 130млн га земель в том числе 97% из них сельхоз
угодий ( пашни сенокосы пастбища)
Земельные участки в собственность
получили 44 млн.
В настоящее время действует около 270
тыс крестьянских, фермерских хозяйств на площади 15 млн га около 7 млн граждан
получили участки индивидуального жилищного строительства в процессе земельных
преобразований 1990-2008
За годы преобразований принципиально
изменилась земельная политика и экономика в целом во главу ??угла?? поставлена
человеческая личность и его творческие и другие возможности в этом отношении
Россия сравнялась с развитыми странами мира
Для эффективной реализации земельной
политики, реальное регулирование земельных отношений в настоящее время
осуществляется только на правовой основе хотя механизмы реализации этой правовой
основы разные в том числе экономический, административный психологический по
этому важным аспектом подобной деятельности регулирования является развитие и
эффективное использование земельного гражданского и иных отраслей гражданства в
основе правовой системы лежат следующие принципы : признание уникальности
свойств и особенностей земли, государственное управление земельными ресурсами,
всех форм собственности и всех видов использования обеспечения единства
земельных участков и прочно связанных с ними ОН, обеспечение реальных условий
развития рынка земли и иной недвижимости.
Реализация конституционных прав и
гарантий граждан и их объединений на землю и ее использование в различных сферах
человеческой деятельности.